Toggle navigation

Исследование

"Субъект-субъектный стиль взаимодействия в социально-психологическом сопровождении семей групп риска для профилактики социального сиротства"

Краткое описание проекта

Исследование направлено на содействие сохранению детей групп риска социального сиротства в родных семьях, а также их возвращению в родные семьи. В центре внимания - изучение стилей взаимодействия специалистов с семьями групп риска и их влияния на укрепление жизнестойкости родителей, развитие родительских компетенций, улучшение психологического состояния детей и родителей.

Актуальность исследования связана с дефицитом научно-обоснованных практик социально-психологического сопровождения семей в кризисе, а также с необходимостью внедрения этих практик в работу специалистов сферы профилактики.

Дизайн исследования

Исследование проводится на базе государственных учреждений, осуществляющих социально-психологическое сопровождение семей. В исследовании участвуют специалисты, а также родители и дети из семей групп риска социального сиротства: в трудной жизненной ситуации (ТЖС), социально опасном положении (СОП), ограниченные (ОРП) или лишенные родительских прав (ЛРП). Анализируется стиль взаимодействия и его влияние на динамику жизнестойкости, родительских компетенций, психологического состояния родителей и детей.

Период исследования: 01 ноября 2025 – 30 октября 2026 года

В исследовании примут участие 800 респондентов: 500 специалистов из 20 регионов РФ, 150 родителей и их 150 детей из 11 регионов РФ (Архангельская, Воронежская, Иркутская, Новосибирская, Тульская, Тюменская, Нижегородская области, Краснодарский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край).

Анализ изменений в семьях по трем группам сравнения:

1) участвующие в сопровождении субъект-субъектного (партнерского) стиля взаимодействия;

2) участвующие в сопровождении субъект-объектного (директивного) стиля взаимодействия со стороны специалиста;

3) формально состоящие на сопровождении, но фактически не участвующие в нем

В качестве примера практики социально-психологического сопровождения субъект-субъектного стиля взаимодействия рассматривается практика Клубов "Устойчивая семья", реализуемая на базе государственных социальных учреждений.

Во всех группах изучаются случаи, когда специалисты начали социально-психологическое сопровождение в ноябре 2025 года.

Диагностика респондентов будет проведена дважды: в начале исследования (ноябрь 2025 года) и по истечение 9 месяцев (июль 2026 года).

Исследование позволит проверить гипотезу, основанную на практическом опыте: субъект-субъектный (партнерский) стиль взаимодействия по сравнению с субъект-объектным (директивным) стилем взаимодействия значительно более эффективен в работе специалистов с семьями, является обязательным элементом технологии повышения жизнестойкости родителей, развития их родительских компетенций, улучшения психологического состояния детей и родителей с целью восстановления способности семьи самостоятельно справляться с кризисными жизненными ситуациями и выйти из групп риска социального сиротства.

Исследование позволит проверить гипотезу, основанную на практическом опыте: субъект-субъектный (партнерский) стиль взаимодействия по сравнению с субъект-объектным (директивным) стилем взаимодействия значительно более эффективен в работе специалистов с семьями, является обязательным элементом технологии повышения жизнестойкости родителей, развития их родительских компетенций, улучшения психологического состояния детей и родителей с целью восстановления способности семьи самостоятельно справляться с кризисными жизненными ситуациями и выйти из групп риска социального сиротства.


Методики:

1) для анализа стиля взаимодействия специалистов с семьями групп риска социального сиротства - "Опросник стиля взаимодействия специалистов с семьями групп риска социального сиротства" (разрабатывается в рамках данного исследования).

2) для анализа социального статуса семьи и сбора демографических данных - социально-демографическая анкета - разработано АНО "Азбука семьи";

3) для анализа жизнестойкости родителей - «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой;

4) для анализа психологического состояния родителей - опросник Т. Ахенбаха для взрослых (ASEBA);

5) для анализа родительских компетенций - методика незаконченных ситуации Н.Д. Михеевой (МНС);

6) для анализа детско-родительского эмоционального взаимодействия - опросник Е.И. Захаровой (ОДРЭВ);

7) для диагностики психологического состояния детей от 3 до 6 лет - "Тест тревожности" Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; детей от 7 до 10 лет - "Детский вариант шкалы явной тревожности" (CMAS) А.М. Прихожан; детей от 11 до 18 лет - "Опросник самоотчета о поведении подростков" Т. Ахенбаха.


Новые знания для внедрения результатов исследования:

1) детальные характеристики стилей взаимодействия специалистов с семьями групп риска социального сиротства, необходимых для эффективного сопровождения семей с детьми;

2) социально-психологические особенности участников исследования, значимые для того, чтобы специалисты лучше понимали того родителя, с которым они работают в рамках сопровождения, видели в нем не объект, а именно субъект взаимодействия (партнера), что необходимо для продуктивной работы по поддержке его выхода из кризиса.

Практическая значимость:

предложение профессиональному сообществу нового инструмента оценки (опросника) стиля взаимодействия специалистов с семьями групп риска в целях развития субъект-субъектных (партнерских) отношений, способствующих повышению жизнестойкости родителей, их родительских компетенций, улучшения психологического состояния детей и родителей.

Масштабная работа по внедрению результатов исследования запланирована, в том числе, в рамках реализации стратегической программы "Дети в семье" Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.