Toggle navigation

Книга-тренажер "Азбука счастливой семьи"

Родительству не учат в школе. Далеко не в каждой семье сами собой складываются гармоничные отношения. Нередко мамам и папам нужна помощь, чтобы понять друг друга и наладить контакт с детьми. Книга - тренажер "Азбука счастливой семьи" создана, чтобы в этом помочь.

Научная экспертиза программы

Знания через истории
Все самое важное из области семейной и детской психологии, педагогики и воспитания детей в книге-тренажере рассказано доступным языком: в виде реальных историй и примеров из жизни. Это результат семилетнего труда по объединению лучших научных теорий с практикой помощи семьям.

В каждом из 30 уроков родители найдут ответы на основные вопросы. Как создать семейную систему, которая поддерживает каждого члена семьи? Почему важно единство матери и отца? Как сформировать надежные отношения привязанности между родителями и детьми? Кто поможет справляться со школьными трудностями? Как быть, если взрослым не удается сохранить брачные отношения? О чем сигнализирует трудное поведение ребенка? Как наладить контакт с подростком? Из каких отношений в семье рождается зрелая личность? Как отпускать детей, когда они вырастают?
Программа «Азбука счастливой семьи» — это самый полный курс повышения родительской грамотности в России на сегодняшний день.

Для кого предназначена книга-тренажер?
Для тех, кто еще только задумывается о пополнении в семье. А также для всех родителей, которые уже воспитывают детей от 0 до 18 лет.

С книгой-тренажером можно работать самостоятельно, в парах или в школах родителей (последний вариант позволит усвоить больше). Ее можно применять в рамках социально-педагогического сопровождения семейного воспитания в образовательных организациях, в родительских группах, семейных клубах, школах подготовки к браку, в любых других помогающих родительских сообществах на базе центров помощи семьям государственных и некоммерческих организаций.
«Азбука счастливой семьи» может использоваться в трудовых коллективах в качестве программы поддержки сотрудников в повышении родительских компетенций, в развитии коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и укреплении отношений внутри организации.

Из чего состоит книга-тренажер?
В книге пять частей: семейная система, привязанность, детская психологическая травма, трудное поведение, подростковый возраст. В каждой части по 6 уроков. Все 30 уроков построены по следующей схеме:

• История из жизни (реальная ситуация).
• Теория из области семейной, детской психологии и педагогики (учебная часть).
• Задания для выполнения (рабочая тетрадь).

Как работать с книгой-тренажером самостоятельно?

Шаг 1.Прочесть текст урока (это займет 20 минут)
Шаг 2.Закрепить материал, посмотрев видеоурок (займет 20 минут)
Шаг 3.Самостоятельно выполнить задания (30 минут)
Шаг 4. Обсудить тему урока и выводы с Напарником (30 минут).

Кто такой Напарник?
Напарник — это человек, который так же, как и вы, работает над книгой-тренажером «Азбука счастливой семьи» в школе родителей или самостоятельно.

Если вы можете пройти курс вместе с супругом, с которым разделяете родительские обязанности или планируете это делать в дальнейшем, — это лучший вариант при условии, что супруг также хочет совершенствоваться и между вами есть близкие, доверительные отношения.
Важно, чтобы с Напарником вам было комфортно открыто обсуждать свой семейный опыт, личные мысли и чувства.
Если родитель вашего ребенка не готов работать над книгой тренажером одновременно с вами, Напарником может стать друг, подруга, коллега, знакомый — тот, кто, как и вы, заинтересован в развитии своих родительских навыков.

Школы родителей (ШОР)
В целях прохождения программы в групповом формате при поддержке специалиста (психолога, педагога или социального работника) можно обратиться в одну из региональных школ родителей, контакты которых опубликованы на сайте АНО «Азбука семьи». Каждая ШОР в городе или поселке позволяет единовременно 20 мамам и папам укрепить внутрисемейные отношения, получить знания и развить важные компетенции: освоить базовые знания из области педагогики, семейной и детской психологии, получить навыки укрепления отношений с детьми, навыки позитивной коммуникации и решения конфликтных ситуаций, а также навыки ненасильственного воспитания. В результате прохождения программы «Азбука счастливой семьи» в формате школы родителей в течение 7 месяцев (1 урок в неделю) или 3,5 месяца (2 урока в неделю) мамы и папы отмечают улучшение детско-родительских отношений в семье (более 60% прошедших программу, согласно результатам анкетирования) и собственного психоэмоционального состояния (26% прошедших программу).

Общение в формате «равный — равному» в школах родителей на базе образовательных и иных организаций — это мощный ресурс и необходимая психолого-педагогическая поддержка для мам и пап. В сообществах родители получают помощь, находят друзей, обмениваются опытом, делятся возможностями. Формируется помогающая среда и устойчивые горизонтальные социальные связи.
Школы родителей являются одним из важнейших инструментов ранней профилактики семейного неблагополучия.

Школы "Азбука семьи"

Лидеры школ родителей
Лидерами школ родителей и ведущими групповой работы становятся психологи, педагоги, социальные работники с личным опытом родительства, прошедшие обучение по программе «Азбука счастливой семьи». Курс лидеров предназначен для сотрудников образовательных организаций, центров помощи семьям, некоммерческих организаций. После прохождения двухступенчатого отбора специалист посещает пятнадцать групповых встреч с психологами АНО «Азбука семьи», соавторами программы, которые готовят его к работе с родителями в формате «равный — равному» и созданию школы родителей на базе своей организации в регионе. Подать заявку на обучение можно на сайте АНО «Азбука семьи» в разделе «Лидерам ШОР».

Лидерам ШОР

Внимание!!!
Самостоятельное прочтение книги-тренажера, работа с Напарником, в составе родительной группы или Школы не является психологической и тем более терапевтической работой!

«Азбука счастливой семьи» дает родителям знания о семье, детях, помогает развить личную осознанность и родительские компетенции.
Если в процессе прочтения или выполнения заданий вы испытаете эмоции, с которыми будет трудно справиться, пожалуйста, обратитесь за поддержкой к проверенному специалисту. Если такого человека рядом нет, то можно получить поддержку на "Горячей линии". Более подробно процесс описан по ссылке:

Горячая линия Минпроса РФ

Содержание

Часть I. СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА
1.1. Откуда мы родом?
1.2. Какой фундамент у семейной системы?
1.3. С чего начинается детство?
1.4. Какие ресурсы нужны родителям?
1.5. Как сберечь психическое здоровье ребенка?
1.6. Какие качества родители формируют в детях?

Часть II. ПРИВЯЗАННОСТЬ
2.1. Что такое привязанность и как она работает?
2.2. Какое значение имеют перинатальный период и роды?
2.3. Как дети выбирают своих взрослых?
2.4. Какие бывают типы привязанности?
2.5. После семи уже поздно?
2.6. Чем грозит нарушение привязанности?

ЧАСТЬ III. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА
3.1. Что может сломать детей?
3.2. Как у детей возникают «малые травмы»?
3.3. Как сказываются на детях «большие» и «повторяющиеся» травмы?
3.4. Какие последствия у "травмы развития»?
3.5. Как стресс влияет на развитие мозга ребенка?
3.6. Как помочь ребенку справиться с последствиями травм?

ЧАСТЬ IV. ТРУДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
4.1. Трудный или удобный?
4.2. Каким бывает трудное поведение родителей?
4.3. Почему дети бывают непослушными?
4.4. Нужны ли наказания для послушания?
4.5. Почему дети плохо себя ведут?
4.6. Когда с детьми по-настоящему трудно?

ЧАСТЬ V. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
5.1. Как быть родителем подростка?
5.2. Какие навыки важно формировать у подростков?
5.3. Для чего меняются отношения родителей и детей?
5.4. Кто главный в выборе профессии?
5.5. Когда происходит сепарация?
5.6. Куда приводит детство?

Об авторах

Диана Машкова

Диана Машкова

Основатель АНО

Денис Салтеев

Денис Салтеев

Директор АНО

Игорь Дубинников

Игорь Дубинников

Партнер АНО

Наталия Мишанина

Наталия Мишанина

Семейный психолог

Джессика Франтова

Джессика Франтова

Детский и семейный психолог

Зоя Ордина

Зоя Ордина

Подростковый психолог

Юлия Токарская

Юлия Токарская

Семейный психолог

Елена Мораш

Елена Мораш

Семейный психолог

О научных редакторах

Лариса Павловна Фальковская

Лариса Павловна Фальковская

Кандидат психологических наук, почетный работник общего образования РФ, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации.

Галина Владимировна Семья

Галина Владимировна Семья

доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии МГПУ, лауреат премии М. Ломоносова за развитие науки.

Ирина Александровна Лыкова

Ирина Александровна Лыкова

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт воспитания РАО», академик МАНПО, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

Александр Александрович Буянов

Александр Александрович Буянов

Кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт воспитания РАО».

Эльвира Шамильевна Гарифулина

Эльвира Шамильевна Гарифулина

Кандидат социологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права МГПУ.

Олег Игоревич Пальмов

Олег Игоревич Пальмов

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии СПбГУ, научная редактура части II «Привязанность».