Наши дети. Азбука семьи
Публицистика. Документальная проза.
Благотворительный тираж книги 5000 экземпляров передан в подарок приёмным родителям и специалистам 30 регионов России
- Цели издания: повышение осознанности родителей, помощь замещающим семьям в адаптации и социализации приемных детей, семейное устройство подростков-сирот
- Целевая аудитория благотворительного тиража: в подарок кандидатам в приемные родители, приемным семьям, специалистам сферы защиты детства.
- Люди, которые искренне и с любовью помогает детям, потерявшим кровную семью, делают гигантскую работу для общества. Они меняют к лучшему будущее.
- Стоимость благотворительного тиража: 870 000 рублей
Презентация книги смотрите по ссылке
Реальная история о нелегком пути к осознанному родительству поможет взрослым лучше понять своих детей, позаботиться о себе и укрепить семью. Книга содержит множество практических советов для мам и пап.
В любом деле хорош принцип learning by doing (учись, делая). Мы с мужем так и осваивали родительство – на практике.
Сегодня понимаю, что было бы куда лучше получить сначала базовые знания о семейной системе и психологии детства: точно было бы меньше ошибок. Но ни в одном учебном заведении – хотя я педагог по образованию – к семейной жизни и воспитанию детей не готовили.
Для нас с мужем школой и университетом семьи стали собственные дети. И теперь нам важно помогать тем мамам и папам, которые только в начале пути. Давать важные знания о детях через реальные истории.
За богатый личный опыт, за смех и слезы, за взлеты и падения хочу от всего сердца поблагодарить наших пятерых детей – Нэллу, Дашу, Дашу, Гошу и Даню.
Нэлла
Нэлла – наш первый ребенок. Старшая дочь. Познакомились мы в день ее рождения, 7 августа 1999 года. Причем, и я, и Денис одновременно, поскольку вместе были на родах. Сначала он, потом я взяли дочку на руки сразу после рождения. Непередаваемые чувства!
Но, нужно сказать, этот факт в части воспитания ребёнка ума нам, юным и неопытным, не прибавил. С Нэллой мы как родители были неучами и совершали ошибки одну за другой. Ее часть в книге можно было бы смело назвать "Как не надо делать" – именно так мы с мужем раз за разом и поступали.
Нэлла - это ураган! Настоящий львёнок по гороскопу и по характеру. Подростковый возраст был у нас такой, что после него уже ничего не страшно - прошли огонь, воду и медные трубы. Нэлла ни минуты не может сидеть на месте. Везде интересно. Всюду бегом. Все попробовать. Умная. Шустрая. Дикая.
И с юмором полный порядок. Помню, ей было 2.5 годика, когда я защитила кандидатскую диссертацию по филологии. Прихожу домой, она садится ко мне на колени, и хитро прищурившись, спрашивает.
-Мама, ты теперь киндидак ку-ку?
-Да, - говорю, - кандидат наук.
-А давай, - она хохочет, - напишем тебе на лбу "мооозьгиии"!
Сейчас Нэлла уже взрослая девушка, ей двадцать один. Замужем за прекрасным парнем. Любим их обоих невероятно и молимся, чтобы научились жить вместе - первые годы, помню, и нам с Денисом в браке было непросто.
Нэлла учится в РАНХиГС. Мечтает о собственном деле – у нее с детства задатки предпринимателя – верю, что со временем все сложится, как задумано.
Нэлла научила нас с Денисом быть вместе. Доказала, что дети - главные защитники целостности семьи. Раз и навсегда убедила: нет в мире ничего важнее любви и отношений, все остальное приложится.
Даша Маленькая
С Дашей мы познакомились в сентябре 2013 года. Дело было так. Нам позвонили из Центра усыновления в Казани, где мы, как и во многих других опеках России, пару месяцев назад оставили копии своего заключения и встали на очередь как усыновители. Шли к этому решению целых 7 лет, долго не могли рискнуть после трудностей с Нэллой. Но в итоге созрели. Основным двигателем стала мысль о том, что ребенок не может расти без родителей: каждому маленькому человеку нужна заботливая любящая семья.
-Это такая-то? - спросил меня телефон с татарским акцентом.
-Да!
-Приезжайте завтра, девочка есть, направление вам дадим.
Через час мы уже купили билеты Москва-Казань. И в 7 утра следующего дня полетели на встречу с Дашей.
Крошечную девочку, завернутую в одеяло, принесли знакомиться. Разрешили подержать ее на руках. Мы с мужем поражались нереальности происходящего - в прошлый раз добыть ребенка оказалось намного сложнее. Роддом мне лично запомнился на всю оставшуюся жизнь. А тут - нате, пожалуйста. Всего два месяца учебы в Школе приемных родителей (ШПР), несколько недель на сбор документов, и государство решает нам доверить младенца. Чудеса! Пока мы стояли, хлопая глазами, ни на что не решаясь, Нэлла сказала: "Ура, сестрёнка! Берём и бежим".
Через неделю, 17 сентября, послушно слетав в Москву за бумагами, которые были не нужны по закону, но зачем-то понадобились местным чиновникам, мы уже сидели в зале суда. А после, с предварительным решением об удочерении, помчались забирать Дашу Маленькую домой. И вот, Денису выдали Дашу на руки, нам разрешили идти. Фантастика!
-А чего это она на меня так смотрит? - вдруг интересуется муж.
-Как?! - не понимаю я.
-Так, будто спрашивает: "Куда меня тащит этот бородатый мужик?!".
В тот вечер мы с Денисом и Дашей Маленькой уже ехали на поезде в Москву, в первый раз в жизни в СВ. С того дня "бородатый мужик" стал самый любимый на свете папа. А Даша Маленькая - самым родным и ненаглядным Пупсиком.
Даша Маленькая научила нас быть родителями. Благодаря ШПР, которую мы прошли, чтобы ее удочерить, личная и родительская осознанность выросли многократно. Мы стали наконец зрелыми мамой и папой. Узнали невероятной силы любовь. Даша нам доказала: чтобы полюбить ребенка больше жизни, вовсе не обязательно самим его родить.
Даша Большая
Примерно через год после того, как у нас появилась Даша Маленькая, я стала думать о том, что мы хотели помочь ребенку, оставшемуся без родителей, а помогли в итоге сами себе. Такого Пупсика любимого отхватили!
Я уже знала к тому времени, что большинство детей в учреждениях – это сироты-подростки. И очередь за ними, в отличие от малышей, не стоит. Но вот так сразу пойти в опеку и сказать "дайте нам подростка, а можно двух" мы с Денисом не решились. Зато совершенно случайно, из видеоролика проекта "Дети, домой!" узнали о Даше. Двенадцатилетняя девочка ждала свою маму и любила ее. Но ей, до 9 лет росшей в семье, было слишком трудно в детдоме. Она хотела уходить оттуда хотя бы на выходные.
День знакомства с Дашей стоит перед глазами до сих пор. Диваны в холле детдома и мы с ребенком под присмотром воспитательницы. Разговаривать сложно, но стараемся, рассказываем каждый о себе. Причем, Даша на равных - как взрослая. Она и выглядела в свои двенадцать примерно на шестнадцать, и, наверное, чувствовала себя тоже так.
-У меня ещё брат есть, - она ничего не стала скрывать, выложила все сразу, - он тоже в местах лишения. И дядя. Ну а про маму я уже рассказала.
Для первого раза нам с Денисом показалось даже слишком. Но встреча уже произошла, мы не могли о Даше забыть. Она оказалась интересным и умным ребенком, понравилась нам обоим. Мы ей тоже вроде пришлись по душе, хоть и вызывали, конечно, массу опасений - нужно иметь огромную смелость, чтобы рискнуть и пойти к незнакомым людям в семью. В тот день мы решили, что будем вместе проводить выходные и на каникулы.
Потом уже, задним числом, узнали, что пока мы с Денисом переваривали информацию про маму, брата и дядю, Даша прокручивала в голове, сколько раз в день придется молиться и как часто ходить в церковь - ей показалось, что Денис похож на батюшку. Сейчас все это превратилось в семейную шутку. А тогда и нам, и Даше было не до смеха.
Через два месяца гостевого общения мы забрали Дашу навсегда. Она сказала, что больше не может оставаться в детском доме. С 28 марта 2015 года у нас стало трое детей - и все девочки.
Кстати, многие потом удивлялись: "Как это у вас так вышло? Нэлла, Даша и потом опять Даша". "А это у родителей, - любила отвечать Нэлла, - после меня фантазия кончилась". Не поспоришь!
Даша Большая научила нас с Денисом помогать. Научила следовать принципу «Делай, что должно, и будь, что будет». А еще благодаря ей мы поняли, что подросткам семья нужна не меньше, чем малышам. Я создала целое направление в благотворительном фонде по семейному устройству подростков-сирот. Мы перестали быть просто родителями и перешли на следующий уровень, соединив роли мам и пап с наставниками.
Гоша
Мне кажется, как Гоша стал нашим сыном, и так все знают, кто хоть немного знаком с нашей семьей. Он сам об этом в деталях поведал, а я записала - в книге "Меня зовут Гоша". Но расскажу ещё и от себя.
В феврале 2015-го – мы с Дашей Большой выходили из детского дома – на крыльце детского дома встретили юношу. Мы оттуда, домой на выходные, а он - туда.
-Здравствуйте, - говорит.
-Здравствуйте, - отвечаю.
-Меня зовут Гоша, - представляется он.
-Очень приятно, - киваю, - Диана.
-А я вашу книгу читал, - радуется Гоша, - "Если б не было тебя" называется, там про Аннушку.
Конечно, я удивилась. Уже знала, что дети в детских домах книги читают редко. Потом выяснилось, что эта была в жизни Гоши первой, да и он не дочитал до конца.
Слово за слово, Гоша признался, что пишет стихи. Попросил их посмотреть. Я пообещала, и мы обменялись контактами. Через пару дней Гоша прислал пару стихотворений.
Только через несколько лет я узнала, что свои стихи Гоша прислал лишь в самом начале, а потом стал выискивать в интернете всё подряд, править под себя и кидать мне - для длительной переписки собственных сочинений не хватало. Но не это главное. Выяснилось, что Гоша с самого начала поставил цель и ее реализовывал - оказывается, наша встреча была спланирована им заранее. Отказник с рождения, ребенок, проживший в детском доме 16 лет, он решил найти себе семью.
Все вышло, как Гоша задумал - через девять месяцев он стал нашим сыном. Правда, сначала успел побывать в другой семье, но это отдельная история. Самое важное - 18 декабря 2015 года, под Новый год, в нашей семье появился самый первый, удивительный и невероятный, сын.
Гоша научил нас с Денисом легкости бытия. Неисправимый оптимист, он добавил ярких красок в повседневную жизнь. А еще доказал – усыновить и полюбить как родного в 16 не поздно. Можно очень многое изменить к лучшему, если погрузить ребенка в новую, другую, среду.
Даня
В канун 2020 мы разговорились с моей подругой, прекрасной приемной мамой о детях, которых она сумела устроить в семьи.
-Одному мальчишке никак семью не могу найти, - пожаловалась Надя.
-Какому ещё мальчишке? - спрашиваю.
-Есть тут мальчик, 17 лет. Всего 5 месяцев в детском доме. Хочешь, попрошу, чтобы фотографию его прислали?
Тут у меня в голове что-то происходит.
-Эээ, - говорю, - ну давай. Поищем вместе ему семью.
А сама уже знаю, кого и где именно мы будем "искать".
-Он творческий, - Надя подливает масла в огонь, - классный парень такой!
На следующее утро она прислали мне фотографию Дани. В тот же день я созвонилась с директором детского дома, в котором он жил, и через два дня уже была в учреждении.
Даня караулил меня у входа. Высокий, выше меня, темноволосый симпатичный парень. Он нервничал и говорил без умолку, я даже рта не успевала открыть. Рассказал свою историю от рождения и до сегодняшних дней. Оказывается, о нем заботилась только бабушка – у мамы зависимость, папа еще до рождения сказал, что не готов стать родителем – а год назад она умерла. Потом пересказал наизусть свою медицинскую карту. Все вместе складывалось в очень грустную историю... В тот день от общения у меня остались смешанные чувства. Уже нет пути назад, но и большой симпатии пока тоже нет. Много тревожных моментов. Не ясно, сможем ли справиться.
После личного знакомства на протяжении нескольких недель мы общались с Даней только по вотсапу - он уехал в лагерь в Белоруссию, а мы улетели на дачу в Крым.
Второй раз встретились в Москве сразу после новогодних каникул - мы с Денисом пригласили Даню в кафе.
При встрече история повторилась - Даня говорил, говорил и говорил.
-Даня, где у тебя кнопка? - спросила я наконец, измучившись оттого, что Денис и слова не может вставить в "беседу".
-Нету! - радостно ответил он и засмеялся.
Я тоже улыбнулась. И тут меня волшебным образом отпустило. А потом он вдруг, не закрывая рта и продолжая болтать, полез в рюкзак и при всем честном народе, прямо в кафе, достал оттуда огромный... секатор.
И все с ним стало ясно. С флористом.
Наш мальчик! Без тормозов. Все, как мы любим.
Даня еще только начинает «прокачивать» у нас Денисом новые навыки. Пока идем по зыбкому полю адаптации и узнаем много нового о себе и о мире. Но уже сейчас совершенно ясно – наша жизнь в очередной раз не будет прежней!